История

Краткая история медресе «Нур аль-Иман» в г.Стерлитамак

Имя «Нур аль-Иман» означает «Cвет Веры», и в это понятие вкладывается смысл что, те знания которые получает здесь шакирд ( ученик) осветляют его жизнь. Ведь вера это та часть сущности человека, которая влияет на поступки и речь человека. Вера как поводырь ведущая человека по жизненным перипетиям, и дающая ему правильные ответы и выходы из них, она как лекарь который лечит раны, а вера лечит раны души и сердца и освещает самые темные уголки нашей души. Поэтому роль духовных учебных заведений в жизни общества и человека так велика. В них формируются правильные человеческие понятия и высокие нравственные качества. Именно в них появлялись великие мыслители и ученые которых заботила судьба родины и процветание их родного государства. И большая заслуга (огромную услугу оказали) в распространение грамотности среди простолюдинов в магометанском обществе занимали медресе.

Поэтому после постройки в 1800г. первой мечети в г.Стерлитамак было решено возвести в 60-е г. на деньги местных купцов-мусульмани здание медресе, и она функционировала при второй соборной мечети. Меценатство в те года было распространено тем более в таком Богоугодном деле. В городских архивах указывается что основателем был Шарафетдин бен Зайнетлин аль-Эстерлитамаки, который учился в Бухаре. тогда при мечети были открыты первые лекционные классы . Общий курс лекционных бесед составлял 2 класса. В конце 19в. в медресе наблюдался значительный подъем уровня знаний в области теологии , способствовало этому приход высокообразованных учителей таких как, старший ахун Камалетдин бин Шарафетдин бен Зайнетдин аль-Эстелитамакий (1808-1890), он был сторонником светского обучения. В литературе известно высказывание З.Валиди который хорошо знал семью Шаафетдина о их учености в математике и истории. Младший ахун Бахтигарей бен Абдулькарим Рамиев. Рамиевы – династия мусульман предпринимателей, имамов, обществ. деятелей. По семейному преданию, Рамиев Тимер состоял в Москве на госслужбе в качестве переводчика. Его потомок в 7-м поколении Рамиев Салим Рахимкулович (Селим б. Рахимкул б. Урман б. Капкай б. Юлай б. Кулай б. Сулейман б. Тимер б. Рами б. Исхак, 1733–1819) получил образование у Мухаммеда б. Али ад-Дагестани в Кундровской слободе. Был имамом в д. Тятер-Араслановой, неуказным муллой при 2-й соборной мечети Сеитовского посада (Каргалы), ахуном и мударрисом в г. Стерлитамаке. Его сын Рамиев Бахтигарей Салимович (1816–94) получил образование у Толынхуджи аль-Яркани, Абдуррахмана аль-Балыкли, Абдуллы б. Яхъя аль-Чиртуши, Мухаммедкарима б. Мухаммедрахима аль-Казани; был имамом в г. Стерлитамаке. Хайруллы бен Абдельхабир бен Сенджаба (1819-1905). Расширяя традиционную программу , такими науками как естествознание, географию, историю, химию, математику об этом не свидетельствуют книги которые находились в медресе и приносили потомки учеников. Они стремились предоставить шакирдам высокий уровень их общего и религиозного образования. Многие выпускники Стерлитамакского медресе пополняли ряды не только духовенства, но и татарской — башкирской буржуазии и интеллигенции, были известными купцами. Одним из выпускников этого медресе был известный писатель Имай Насыри, имя которого носит улица проходящая рядом с медресе.

В течении двух лет с 1878 по 1880г.г. в Стерлитамакском медресе учителем русского языка работает просветитель-демократ, ученый и поэт Уметбаев Мухаметсалим Ишмухаметович (1841-1907), который в это время составляет персидско-татарский –русский словарь.

Все это способствовало увеличению учащихся в медресе. И в середине 70-х г.г. 19 в. Здесь обучалось уже около 200 шакирдов, из ближайших окрестностей.

В годы советской власти религиозное обучение было прекращено, и медресе приостановило свое религиозное образование с 1919 г.г.

За период 20-го века здание мечети и медресе передавалось в введенье различных муниципальных служб и организаций, но в 1992 году здание мечети было возвращено
мусульманской общине. По инициативе Ришад-хазрата мусульманами города было написано письмо в администрацию города в котором содержалось прошение на возвращение здания мечети духовному управлению, а так же построение нового учебного здания медресе. В декабре 1993 года, был дан старт строительству нового учебного здания медресе на месте старого, а уже в марте 1995 года новое медресе приняло первых студентов. Одним из первых учителей был Хаммад Мухтар из Марокко, а также учителя из республики Таджикистан. В октябре 1996 года состоялось официальное открытие медресе, получившее красивое название «Нур Аль Иман». В 1998 году при существующем медресе было открыто отделение для женщин, которое успешно существует, и по сей день. Преподаются различные теологические и светские науки.

Сегодня в медресе «Нур аль-Иман» созданы все необходимые условия для успешного обучения студентов: просторные классы, трех разовое питание, раздельное общежитие для парней и девушек, с отдельными комнатами , литература и самое главное одни из лучших учителей. Почти 200 человек являются выпускниками медресе «Нур аль-Иман» , некоторые из них работают в мечетях республики , 15 человек продолжают усердную учебу в Египте, в университете Аль Азхар города Каир. О высоком уровне подготовки шакирдов медресе «Нур Аль Иман» свидетельствует большое количество приезжих студентов из многих регионов России (Дагестан, Татарстан, Нижневартовск и т.д.).